Праздник Живоначальной Троицы или Пятидесятница

Само слово «престол» имеет несколько значений: трон, носилки, царская власть. Престолом храма, или святым престолом, называется четырехугольный стол, установленный неподвижно в середине алтаря и особо освященный. Отличительными чертами момента освящения престола являются: омовение освященной водой, затем – красным вином, смешанным с розовой водой, помазание святым Миром и облачение в священные ризы – срачицу и индитию.
На освященный престол возлагается антиминс – особый плат с изображением лежащего во гробе Спасителя и вшитой частичкой мощей святого мученика. Слово «антиминс» греческого происхождения, переводится как «вместопрестолье». Свое распространение он получил в первые века христианства, когда, подвергаясь частым гонениям, верующие не могли устроить в храмах постоянных престолов. Антиминсы давали возможность совершать Литургию в любом подходящем месте. Вшитые мощи напоминают нам о тех временах, когда христиане совершали Литургию на гробницах мучеников. Антиминс подписывается архиереем для определенного храма, что означает разрешение совершать на нем Божественную литургию.
Кроме антиминса, на престол полагаются Евангелие, один или несколько крестов, ставятся лампада и дарохранительница, выполненная в виде небольшого храма. В ней в течение всего года хранятся запасные Святые Дары, которыми причащают на дому немощных и больных. Запасные Дары заготавливают в Великий Четверг во время Божественной литургии.
Как уже было сказано, сам престол устанавливается в алтаре неподвижно. Но когда есть необходимость в совершении дополнительной Литургии в храме, где только один алтарь, устанавливают дополнительный малый престол, который можно переносить. Это обусловлено церковными правилами, запрещающими дважды в день совершать Таинство Евхаристии на одном и том же престоле.
Духовенство во время службы не просто стоит, а предстоит в алтаре перед престолом, как пред троном Небесного Царя. И в молитвенном общении с Богом испрашивает мир душевный и здравие не только молящимся в храме, но и всем нуждающимся в Божьем заступлении. Поэтому не случайно, что Рукоположение священнослужителей происходит именно в алтаре. Ставленника в знак его обручения с Церковью трижды обводят вокруг престола, после чего правящим епископом читается молитва, в которой испрашивается у Бога благодать для ставленника на предстоящее священнослужение.
Входя в алтарь, священник и диакон трижды совершают поклон перед престолом и благоговейно прикладываются к нему. Никому, кроме духовенства, нельзя прикасаться к престолу и брать что-либо с него.
Престолы православных храмов освящаются во имя какого-либо святого лица или в честь священного события, от чего получает свое название весь храм и приход. В день празднования этого события или памяти этого святого и отмечается престольный праздник храма. Часто в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им несколько приделов (небольших церквей, приделанных к основному храму), то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных событий или святых, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Но иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

Пресс-служба Кавказского блалогочиния

Просмотры (198)

Комментарии закрыты.